Введение новых ставок акцизов на вино приведет к изменению цен и всей ситуации на российском рынке. Эксперты aif.ru объяснили, может ли подорожать отечественное вино и что будет с ценами на импорт.

Со своими рассчитаются

Напомним, что с 1 мая действуют новые, выросшие в три раза ставки акцизов — 108 рублей за литр на тихие вина и 119 рублей за литр на игристые.

«Цель акцизов состоит в формировании защитного пояса в бюджетном и среднем ценовом сегменте для российского вина, — пояснил исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников. — Потому что именно в этом сегменте нашим виноделам есть что предложить».

Так что, по его словам, никаких резких подорожаний быть не может ни физически, ни арифметически.

«Акциз действует на всю винодельческую продукцию, в том числе и российскую, — напоминает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. — Но на российскую продукцию он возвращается в виде налогового вычета — то есть сколько производитель заплатит, столько ему потом вернется».

Впрочем, есть еще налог на добавленную стоимость и расходы по привлечению заемных средств, потому что многие производители для уплаты акциза берут кредиты. Поэтому рост цен будет, но незначительным. А о том, что касается импорта, то он должен вырасти в цене куда более существенно. Дело в том, что иностранцам, само собой, никакого налогового вычета не предусмотрено, а на цену будут давить еще и ввозные пошлины, которые сейчас составляют 20% на вино из недружественных стран (прежде всего тех, кто является участником блока НАТО) и 12,5% — на импорт из таких стран, как Чили, ЮАР и так далее. Особняком стоит Грузия, пошлина на ввоз из которой составляет 0%.

Как отмечают участники рынка, с введением новых акцизов импортное вино автоматически подорожает на 100-150 рублей за бутылку, хотя в рознице рост может оказаться куда более существенным. Каким именно, никто заранее сказать не может, потому что все будет зависеть от конкретного продавца и его возможности найти золотую середину: чтобы и прибыль получить, и продажи не обрушить. Можно ведь поднимать цену осторожно — в надежде продать больше, а можно сразу выставить заоблачные цены в надежде на то, что они компенсируют снижение продаж.

Равнение на середину

Комментируя повышение пошлин на импортное вино и ставок акцизов, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отметил, что российские производители практически всегда подтягивают свою продукцию к средним ценам, ориентируясь в том числе и на иностранных конкурентов. «Они приравнивают себя по качеству к импортным представителям, — отметил он. — Есть у нас такие вина, учитывая, что отечественное виноделие сейчас развивается? Несомненно, есть. Но в итоге мы получим то, что цена на российские вина подтянется к импортным». По его словам, если власти хотят поддержать отечественного производителя и добиться того, чтобы российское вино было шире представлено в наших ресторанах-кафе-барах, надо разрешить продавать его без лицензии. Как это сделано в отношении пива, пуаре или медовухи. «Уточню — сделать это надо в отношении вина из российского винограда и разлитого на территории России, — пояснил он. — И отменить НДС для продукции российского виноделия».